Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью,
а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием и служат показателем его общего развития.
Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт,
общих для всех детей.
Для того чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Каждому ребёнку, с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи (например, при алалии)
или только периферические, либо то и другое сочетаются между собой, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления.
А для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все её составные части и элементы находятся в закономерных отношениях.
Основные задачи логопедического воздействия по развитию и пониманию речи:
1. Накопление словарного запаса:
(соотношение предметов и действий)
- Существительных.
(игрушки, части тела, животные, растения, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, отдельные предметы и явления окружающей его жизни)
- Глаголов.
(названия действий: спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, и т.д...)
- Прилагательных.
(научить выделять ведущие признаки предмета: цвет, форма, величина и т.д...)
2. Развитие подражательной деятельности.
3. Построение двухсловных предложений.
4. Формирование звуковой структуры слова.
5. Формирование правильного построения
предложений. (правильное использование флексий)
6. Обучение к различению грамматических форм слов,
а также различие слов близких по звучанию.
7. Формирование слоговой структуры слов.
8. Формирование звукопроизношения.
9. Сопоставление грамматических форм глаголов. (числа, лица, рода, времени)
10. Обучение правильному синтаксическому и грамматическому построению предложений.
11. Формирование связной (последовательной)
речи - составление пересказов, придумывание рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок...
12. Развитие памяти , внимания, мышления...