Услуги логопеда
в г. Октябрьский РБ.
Помогу вашему ребёнку стать уверенным в себе и всесторонне развитым.
Диагностика
речевых нарушений
Диагностика - это теория и практика постановки диагноза.

Диагноз - определение причины какого-либо нарушения, с целью его коррекции. Выявить нарушения речевого развития может на своих приёмах не только логопед, но и педиатр, невролог, психолог.
Под "диагностикой" понимается процесс, в ходе которого, с использованием инструментария или без него, специалист наблюдает, выявляет и обрабатывает полученные результаты, что помогает не только выявить причину , но и выстроить дальнейший "логопедический маршрут".
Обследование ребенка необходимо для определения уровня речевого развития, позволяет выявить и определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи.

Что входит в диагностику?

На первой консультации логопедом производится беседа и сбор анамнестических данных (течение беременности, родов, речевое развитие от рождения, моторных функций и наличие игровой деятельности).

В обследование ребёнка
входят такие параметры:

1) Обследование артикуляционного аппарата
(строение, моторики, четкость, точность, объём, темп и координация действий речевого аппарата, способность к удержанию и переключению).

2) Обследование произношения звуков:
- по подражанию (изолированно, в слогах: прямых, обратных, со стечением согласных, звуках (в начале, в середине, в конце слова), фразах, предложениях.

- в самостоятельной речи (по предметным картинкам, во фразах по сюжетным картинкам, в связной речи.

3) Обследование слоговой структуры слова (выделение звука из звукового, слогового ряда, слов, подбор картинок на заданный звук).

4) Обследование фонематических процессов (понимание, различение на слух).

5) Обследование пространственной ориентировки.

6) Обследование грамматического строя речи.

По результатам обследования логопед делает заключение и выстраивает план работы для дальнейшей индивидуальной программы коррекции. При этом учитывает его индивидуальные речевые, возрастные и психофизиологические особенности.
Запуск речи
Сложность процесса формирования речи в онтогенезе, вариативность речевых дизонтогений в структуре различных патологий психического развития ставят вопрос дифференциальной диагностики недоразвития речи и сходных по проявлениям состояний, которыми и занимается логопедия.
Объектом детской логопедии являются речевые нарушения детей, обусловленные несформированностью, недоразвитием или повреждением на ранних этапах онтогенеза собственно речевых, психологических или физиологических механизмов при сохранном слухе, зрении и интеллекте.
Если ребенок не разговаривает, причиной может быть Задержка речевого развития, или Алалия (сенсорная, моторная, сенсомоторная).
Задержка речевого развития (ЗРР) - патология, при которой характерно нарушение сроков появления речи.

Алалия - это отсутствие или недоразвитие речи вследствии органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Виды Алалии: моторная, сенсорная, сенсомоторная.

Диагностика проводится на раннем развитие ребёнка, до 3-4 лет.

Когда нужна коррекционная логопедическая работа по ЗАПУСКУ РЕЧИ?

Запуск речи необходим, если:
1. В 2 года ребенок молчит, либо произносит лепетные звуки и слова.

2. У ребёнка так и не появился указательный жест, отсутствует имитация неречевых звуков и шумов.

3. Если в 2-3 года, ребёнок не понимает обращенную к нему речь, не откликается на своё имя.

4. Если ребёнок понимает речь, но не говорит.

Какие же причины ведут к задержке речевого развития?

Задержку речевого развития у ребёнка могут вызвать множество факторов, а точнее комплекс биологических, психосоциальных, физических причин:

1. Родовые травмы (гипоксия, недоношенность)
2. Особенности строения центральной нервной системы
3. Наследственная причина (например, если у родителей в детстве была та же самая причина, и они заговорили позже, чем их сверстники).
4. Причиной ЗРР у ребёнка могут послужить перенесенные заболевания , травмы матери в период беременности, и в раннем детстве .
5. Отсутствие коммуникации с родителями (неблагоприятная социальная среда, недостаток общения, гиперопека).
6. Отсутствие слуха.
Развитие речи
Речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Речь не является врожденной способностью,
а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием и служат показателем его общего развития.
Усвоение ребёнком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт,
общих для всех детей.
Для того чтобы понять патологию речи, необходимо чётко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.

Каждому ребёнку, с любой формой поражения речевой функции, независимо от того, захватывает ли поражение центральные механизмы речи (например, при алалии)

или только периферические, либо то и другое сочетаются между собой, предстоит овладеть родным языком сначала как средством общения, а затем как средством мышления.
А для этого предстоит пройти сложный путь усвоения языка как системы, в которой все её составные части и элементы находятся в закономерных отношениях.

Основные задачи логопедического воздействия по развитию и пониманию речи:

1. Накопление словарного запаса:
(соотношение предметов и действий)

- Существительных.
(игрушки, части тела, животные, растения, предметы одежды, предметы туалета, предметы домашнего обихода, отдельные предметы и явления окружающей его жизни)

- Глаголов.
(названия действий: спит, ест, сидит, стоит, идёт, бежит, прыгает, и т.д...)

- Прилагательных.
(научить выделять ведущие признаки предмета: цвет, форма, величина и т.д...)

2. Развитие подражательной деятельности.

3. Построение двухсловных предложений.

4. Формирование звуковой структуры слова.

5. Формирование правильного построения
предложений. (правильное использование флексий)

6. Обучение к различению грамматических форм слов,
а также различие слов близких по звучанию.

7. Формирование слоговой структуры слов.

8. Формирование звукопроизношения.

9. Сопоставление грамматических форм глаголов. (числа, лица, рода, времени)

10. Обучение правильному синтаксическому и грамматическому построению предложений.

11. Формирование связной (последовательной)
речи - составление пересказов, придумывание рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок...

12. Развитие памяти , внимания, мышления...

Постановка и
коррекция звуко-произношения
Различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата называется - ДИСЛАЛИЯ.

С учётом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию.

Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. (аномалии строения языка, подъязычной связки, губ, челюстей, зубов, твёрдого нёба)

Функциональная дислалия - нарушение звукопроизносительной стороны речи при отсутствии органических нарушений речевого аппарата, обусловлена социальными факторами, либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия подразделяется на моторную,
(обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора- центре Брока) и сенсорную. (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора - центре Вернике)

При моторной функциональной дислалии движения губ

и языка становятся в некоторой степени неточными
и недифференцированными, что обуславливает приблизительность артикуляции звуков, то есть искажение. (фонетический дефект)

При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустических сходных фонем, (твёрдых-мягких, глухих-звонких, шипящих-свистящих)
что сопровождается смешением и заменами звуков в устной и однотипным заменам букв на письме.

Выделяют акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую и артикуляторно-фонетическую дислалию.

Дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп и их названия:

- Ротацизм - недостатки произношения {р} {р’}
- Ламбдацизм - недостатки произношения {л}{л’}
- Сигматизм - недостатки произношения шипящих - {ж},{ш},{щ}, {ч}, и свистящих {с},{с’},{з},{з’}.
- Йотацизм - недостатки произношения {й}
- Гаммацизм - недостатки произношения {г},{г’}
- Каппацизм - недостатки произношения {к],{к’}
- Хитизм - недостатки произношения {х},{х’}
Дефекты озвончения и оглушения
Дефекты смягчения и твердости.

При дислалии часто встречаются комбинированные дефекты.



ПРИЧИНЫ ДИСЛАЛИИ:

1. Аномалии строения языка и губ. (короткая уздечка языка, маленький язык, толстые малоподвижные губы и т.д...)
2. Неправильный прикус. (прогения, прогнатия)
3. Аномалии зубных рядов, низкое или высокое (готическое) нёбо.
Социальные и бытовые факторы:
4 Подражание неправильной речи взрослыми. ("сюсюканье")
5. Билингвизм. (двуязычие в семье)
6. Педагогическая запущенность.
7. Частые заболевания, общая физическая ослабленность.



СИМПТОМЫ ДИСЛАЛИИ:

Дефекты при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.
Пропуск звука - полное выпадение звука в той или иной позиции.
Замены - вызваны неразличением фонем.
(по артикуляторным и акустическим признакам)
Смешение - путание два правильно произносимых звука.
Искажение - это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка.



КОРРЕКЦИЯ ДИСЛАЛИИ.

Коррекция звукопроизносительной стороны речи при любой форме дислалии осуществляется по двум основным направлениям:
Работа над развитием артикуляционной моторики и работа над формированием фонематических процессов.
Выбор ведущего направления логопедической работы

при устранении конкретной формы дислалии зависит от структуры её речевого дефекта.


Основные принципы логопедического воздействия:

1. От простого к сложному.
2. Принцип сознательности.
3. Принцип комплексности воздействия.
4. Принцип личностного подхода.
5. Принцип дифференцированного подхода.
6. Принцип поэтапности.



Цель логопедической работы:

Формирование умений и навыков правильного произнесения звуков речи.



Задачи логопедической работы:

1. Подготовить речеслуховой и речедвигательный анализаторы к правильному восприятию
и воспроизведению звуков.
2. Сформировать необходимый артикуляционный уклад.
3. Сформировать первичные произносительные умения,
навыки на специально подобранном речевом материале.
4. Развить у ребёнка способность в его собственной речи различать звук поставленный и его прежний субститут на специально подобранном речевом материале.
5. Закрепить сформированные речевые умения и навыки в различных коммуникативных ситуациях.


Методы логопедической работы:

1. Наглядный метод.
2. Словесный метод.
3. Практический метод.
4. Метод работы со специальным инструментарием.
(постановочные зонды, шпатели и другие технические средства...)



ЭТАПЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

1. Подготовительный этап.
- Развитие фонематических процессов.
- Развитие артикуляционной моторики.
- Развитие мелкой моторики кистей рук.
- Отработка опорных звуков.


2. Этап формирования первичных произносительных
умений и навыков.
- Постановка звука.
- Автоматизация умений правильного звукопроизношения.
- Дифференциация смешиваемых звуков.


Более подробную информацию,
Вы можете получить на личной консультации.

Запишитесь на консультацию.

Заполните заявку прямо сейчас, и я свяжусь с вами
в ближайшее время
Запрос принят!
В скором времени я вам позвоню чтобы уточнить детали.
Будьте на связи.